Аэрокиты
Посмотрите на любой тюнингованный автомобиль. Его кузов насыщен различными деталями: спойлерами, антикрыльями, аэродинамическими обвесами, закрылками, юбками и дефлекторами. Насколько все эти штучки эффективны, и действительно ли, как думают многие, их применение снижает расход топлива, улучшает устойчивость автомобиля на дороге? На эти вопросы не так легко найти ответ, как кажется на первый взгляд. И все же попытаемся это сделать.
Передний спойлер
Спойлер - часть аэрокита любой заряженоой машины. Задача этой детали - оптимизировать поток набегающего воздуха, усмирять вихри, возникающие при движении. Различают передний и задний спойлеры, а также аэродинамические щитки. Размещают щитки под передним бампером. Они прикрывают элементы двигателя, подвески, трансмиссии и, кроме того, рассекают воздушный поток, набегающий на автомобиль. Тем самым уменьшается вихреобразование и замедляется рост давления (подьемной силы) под кузовом, что положительно сказывается на управляемости автомобиля.
Самый распростроненный и доступный передний спойлер - жесткая юбковидная накладка, крепящаяся под бампером и имеющая разные формы и виды (в зависимости от степени индивидуализации машины). Ондако, есть и более оригинальные варианты, напрмер, спойлеры, подвешенные под бампером на пружинах либо оснащенные механической регулеровкой угла наклона. В первом случае под давлением набегающего потока воздуха и четко регулируя прижимающую силу. При механической регулеровке вибирается лишь одно положение, оптимальное с точки зрения условий предстоящей поездки.
Задний спойлер и антикрылья
Основное требование к аэродинамическим деталям боковин и задка - правильная организация завершение обтекания кузова, что вопреки распространенному мнению для обеспечения устойчивости важнее, нежели результат работы передних аэродинамических элементов. Задний спойлер на крышке багажника и отсеченная кромка под задним бампером уменьшают аэродинамическую тень (область низкого давления с турбулентными неупорядочнеными потоками) позади своего автомобиля и улучшают обтекаемость, препятствуя резким завихрениям воздуха при сходе со стекол и выходе из-под днища. Антикрыло подобно спойлеру устанавливается на багажник и создает прижимную силу, которая противодействует подьемной силе. Антикрыло, как и спойлер, создают направленное движение воздуха, что уменьшает аэродинамическую тень задней стенке кузова, ее загрязненность. А вот чего нет у спойлеров, так это горизонтальных стоек, котроые помимо своей основной функции зачастую играют роль дополнительных стабилизаторов продольной устойчивости.
Дефлекторы, щитки
В последнее время дизайнеры тюнинговых фирм все чаще уделяют внимание мелким элементам модеризации - дефлекторам, щиткам, крылышкам, закрылкам. эти детали скорее декоративные, нежели чисто аэродинамические. Но они тоже работают - создают направленный поток воздуха от менее обтекаемых деталей к более аэродинамически выверенным.
Аэродинамические щитки-дефлекторы предназначены для специального направления движения воздуха. Существует несколько видов таких деталей. Те, которые устанавливаются на кромку капота или сверху головной оптики, необходимы для управляемого завихрения воздуха в этих местах, дабы воздух с грязью, пылью, насекомыми в турбулентном состоянии проносился под капотом, не загрязняя его. Чуть иной формы дефлек устанавливают на кромку капота, примыкающюю к лобовому стеклу. В этом случае он играет роль спойлера - улучшает переход воздушных масс с капота на стекло, а также прикрывает щитки стеклоочистителей, что сказывается на улучшении обтекаемости кузова и уменьшает загрязненность стекла. Дефлекторы третьего типа устанавливают на задних стойках кузова. Предназначены они для забора чистого воздуха с боковин и направления его на заднее стекло - тем самым они создают прослойку между кузовом и ниспадающим с крыши грязным воздухом.